Книга месяца: Эрик Шлоссер, "Нация фастфуда"



Как возникла культура фастфуда? Что к ней привело? Как фастфуд влияет на наше с вами здоровье? Почему он так популярен? Реально ли от него отказаться? Книга Эрика Шлоссера вышла в конце 90-х, но и сегодня невероятно актуальна. Делимся самыми интересными цитатами!

Отцы-основатели

"Система быстрого обслуживания взяла жесткий старт. Посетители останавливались, гудели в клаксоны, удивляясь, что случилось с официантками: им по-прежнему хотелось, чтобы их обслуживали. Люди еще не привыкли к ожиданию заказа. Правда, через несколько недель новая система заслужила одобрение: пошла молва о низких ценах и хороших гамбургерах. Теперь братья Макдональды решили расширить клиентуру. Они нанимали только молодых мужчин, полагая, что женщины будут привлекать в ресторан парней подросткового возраста, тем самым отпугивая других клиентов. Очень скоро люди семьями стали выстраиваться в очереди у McDonald's. Историк компании, Джон Лав, объяснил выдающуюся роль ее новой системы быстрого обслуживания: теперь люди из рабочего класса получили возможность кормить своих детей ресторанной пищей".

"За каждой новой идеей, связанной с фастфудом, стояло множество других, которые быстро распространялись или не имели последователей. Возникали сети с бесхитростными названиями: Sandy, Carroll, Henry, Winky и Mr Fifteen. А были сети с фантастическими названиями, вроде "Спутниковая система гамбургеров" (Satellite Hamburger System) и "Реактивный гамбургер Келли" (Kelly's Jet System). Чаще всего сети получали название по главному блюду: Burger Chefs, Burger Queens, Burgerville USAs, Yumy Burgers, Twitty Burgers, Whata-burgers, Dundee Burgers, Biff-Burgers, O.K. Big Burgers, Burger Boy Food-o-Ramas".

"Я выглянул в окно и спросил его (основателя сети Carl's Jr. Карла Карчера), что он чувствует сегодня, проезжая через Анахайм, мимо ресторанов фастфуда и торговых центров. "Ну, если честно, - отозвался Карл, - лучшего и желать нельзя".

・ ・ ・

За прилавком

"Несмотря на разговоры об аэрокосмической промышленности, биотехнологиях, компьютерных программах, телекоммуникациях и других отраслях будущего, крупнейшим частным бизнесом в штате к началу нового века оставалась ресторанная индустрия. Он в Колорадо-Спрингс растет гораздо быстрее, чем население. За 30 лет количество ресторанов увеличилось в 5 раз. А число сетей фастфуда выросло в 10 раз. В 1967 г. в Колорадо-Спрингс было всего 12 сетевых ресторанов. В 2001 - 21 McDonald's".

"Лишь небольшому числу работников фастфуда платят регулярную зарплату. В ресторанах быстрого обслуживания, которые нанимают по 50 человек, есть 4-5 менеджеров и помощников менеджеров. Они получают около 23 тыс. долларов в год, как правило, имеют медицинскую страховку, различные формы премий или участие в прибыли. У них также есть возможность продвигаться по карьерной лестнице, но они, как и остальные, не получают сверхурочных, работая по 50, 60 или 70 часов в неделю. На этой работе нет простора для индивидуальных решений. Компьютерные программы, инструкции и кухонное оборудование строго регламентируют все операции".

・ ・ ・

Почему картофель фри такой вкусный

"В 1953 г. Симплот стал продавать замороженный картофель фри. Поначалу результат разочаровал его. Картофель фри достаточно было подогреть в духовке, но он был вкуснее, если жарился в кипящем масле. Поэтому занятые домохозяйки его не покупали. Симплоту нужно было найти других потребителей, например владельцев ресторанов, которые увидят в его продукте огромную выгоду от экономии трудовых ресурсов".

"Производство замороженного картофеля фри стало высококонкурентным бизнесом. Компания Симплота обеспечивала почти весь картофель для McDonald's в США, но две другие компании, производящие картофель фри, теперь стали крупнее: Lamb Weston - лидер по производству картофеля фри в стране, и McCain - канадская компания, которая стала #2 после покупки Ore-Ida в 1997 г".

"Mc'Donald's не раскроет происхождение натурального аромата, который добавляют в картофель фри. Но в ответ на запросы Vegetarian Journal компания все-таки признала, что некоторые ароматические добавки в ее жареном картофеле сделаны из животных продуктов. Другие популярные блюда фастфуда получают ароматы из других источников. Например, куриный сэндвич из Wendy's содержит мясные экстракты. Куриное блюдо Broiler Chicken Breast Patty из Burger KIng - "натуральный запах дыма". Компания Red Arrow Products специализируется на "натуральном запахе дыма", который добавляют в соусы для барбекю и обработанное мясо. Она производит натуральный запах дыма, сжигая опилки и улавливая летучие вещества из воздуха. Дым попадает в воду, а затем в бутылки, и другие компании могут продавать пищу, которая как будто приготовлена на костре".

・ ・ ・

Винтики гигантской машины

"По оценкам службы иммиграции и натурализации, около четверти рабочих в мясоперерабатывающей отрасли в Айове и Небраске - нелегальные иммигранты. А на некоторых предприятиях их доля даже выше. Пресс-секретарь IBP и ConAgra Beef Company категорически отрицает любые намеки на присутствие нелегалов. "Мы сознательно не принимаем на работу людей без документов, - сказал мне топ-менеджер IBP. - Наша компания поддерживает службу иммиграции в соблюдении законодательства и не хочет нанимать тех, у кого нет права работать в США". Тем не менее в настоящее время мясоперерабатывающая индустрия определенно нацелена на привлечение людей из самых малоимущих и незащищенных групп в Западном полушарии. "Если у них есть хотя бы пульс, - пошутил как-то один из руководителей в интервью Omaha World-Herald в 1998 г., - мы примем их заявление".

・ ・ ・

Мясо и с чем его едят

"В начеле XX века гамбургеры имели дурную репутацию. По словам историка Дэвида Хогана, они считались едой бедняков, несвежей и небезопасной. В основном гамбургерами торговали с тележек возле заводов или цирков, на карнавалах и ярмарках. По общему мнению, фарш делали из старого, подпорченного мяса, обильно сдабривая химическими консервантами. Как предупреждал один ресторанный критик, "вид у гамбургера приличный, но сделан он может быть из отбросов". В 1920-х White Castle - первая сеть ресторанов, начавшая торговать гамбургерами, - приложила немало сил, чтобы развеять дурную славу гамбургеров. Дэвид Хоган, автор книги об истории этой сети "Продаем мешками" (Selling 'Em by the Sack, 1997) отмечает, что ее основатели размещали грили так, чтобы посетители могли их видеть, постоянно сообщали, что свежий фарш получают дважды в день. Да и название было выбрано специально (White Castle - "Белый замок"), чтобы вызывать ассоциации с чем-то чистым. Компания даже спонсировала эксперимент, в котором студенты-медики Университета Миннесоты 13 недель провели только на гамбургерах  White Castle и воде".

・ ・ ・

Глобальное вторжение

"Фастфуд стал единственной формой американской традиции, которую в буквальном смысле употребляли за границей. Поглощая американскую еду, люди во всех концах света стали больше походить на американцев, хотя бы в одном. К концу прошлого века США оказались на самом верху рейтинга ожирения среди всех стран мира. Больше половины взрослых американцев и около четверти детей страдали ожирением или имели избыточный вес. Такой подъем наблюдался в течение нескольких десятилетий на фоне потребления фастфуда. По сравнению с 1960-ми уровень ожирения среди взрослых американцев вырос вдвое; среди детей - также вдвое по сравнению с 1970-ми. По мнению известного диетолога Джеймса Хилла из Университета Колорадо, "нынешнее поколение детей - самое толстое".

・ ・ ・

Выбери свой путь

"Давление на индустрию фастфуда может гораздо быстрее спровоцировать изменения в нужном направлении, чем законы Конгресса. Студенческому объединению против потогонного произвордства и другим группам активистов удалось привлечь внимание к детскому труду, низким зарплатам и опасным условиям труда на азиатских фабриках, которые делают кроссовки для Nike. Поначалу компания отвергала свою причастность к этим заводам, утверждая, что они принадлежат независимым поставщикам. Но позже Nike заставила азиатских поставщиков улучшить условия труда и повысить заработную плату. Такую же тактику можно было бы использовать в отношении предприятий на родине, если обратить внимание на бойни и мясокомбинаты Высоких равнин".

・ ・ ・

Что делать

"Откройте стеклянную дверь, почувствуйте поток холодного воздуха, зайдите внутрь и оглянитесь вокруг. Посмотрите на детей, работающих на кухне; посетителей, сидящих за столом; рекламу игрушек; цветные фотографии над прилавком. Подумайте о том, откуда появилась эта еда, как она производилась, что именно значит каждая покупка фастфуда, представьте себе этот "волновой эффект". Подумайте об этом. Или повернитесь и уйдите. Еще не поздно. Даже в стране фастуда вы можете выбрать свой путь".


Понравилось? Поделись с друзьями!



Рекомендации для Вас:

Это может Вас заинтересовать: